• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Тень



    Это как раз то, чем человек не хотел бы быть. Зулусы отождествляют тень человека с его духом. На этом позабытом представлении основан сюжет книги Шамиссо о Петере Шлеммеле. Символичен рассказ о том, как человек живет без тени и как он ее потерял. Как ни странно, но наличие тени делает нас людьми; природа тени древняя, архетипическая. Словарь Даля определяет тень как отсутствие прямого света, темное пятно с очертаниями предмета, от которого и падает тень. Кроме того, Даль говорит, что тень – это душа умершего человека. Приводит примеры: «под сенью дерев», «Сень смертная» – мрак смерти, определяя сень как кров или как приют. Также «сень» – синоним тени в этимологическом словаре Фасмера. Отсюда «осенило» и «озарило» – выражения как будто равнозначные. «Осенило» – это не значит «затемнило». Вероятно, «быть затемненным» – это значит оказаться под покровом и защитой силы тени. В качестве убежища можно трактовать тень из книги Исаии: «...и тенью руки Моей покрою тебя». Русские сени, или прихожая. У того же Даля «сенная девушка» – просто домашняя прислуга, горничная, а также «сенный», «сеномудрый человек» – это тот, кто разумеет язык иносказания, понимает смысл высказывания: несмотря на затемнение, как бы видит во тьме. Еврейский праздник кущей имеет и другое название – праздник сенниц.

    Многие поэты в своих стихотворениях обращаются к теме тени. В мире Тютчева она даже важнее понятия души, где происходит истаивание тени. Тень как бы второе тело. В мифе об Орфее и Эвридике Гермес выводит Орфея из Аида, а Орфей хочет оглянуться и обнять Эвридику, хотя Гермес предупреждает – «Ты обнимаешь всего лишь тень, идем, надо еще долго двигаться к свету». Но Орфей в сомнениях – он не слышит шагов Эвридики за собой. Но разве могут быть слышны шаги бесплотной тени? Оглянулся Орфей и увидел тень Эвридики, которая, скользнув, утонула во мраке, но уже насовсем.

    В японской культуре темнота, густота тени зависит от яркости Луны.

    Взаимоотношения тени с Луной очень ярко прописаны в японской поэтической традиции. В китайской живописи изображение тени от бамбука важнее самого бамбука.

    В Западной Африке люди боятся исчезновения их тени. Того, кто поразит ножом тень человека, могут казнить как преступника.

    Тень является одной из метафор темной стороны психики человека. В психологическом аспекте – это бессознательное, которое обычно пропускается или отвергается сознательным я.

    Тень, следуя за движением, жестом человека, копирует и утрирует их, как бы передразнивая реальный источник, производящий ее. Это хорошо использовал в своем творчестве комик Чарли Чаплин. Поэтому он не только великий актер, но и великий трикстер. Истина тени не в субъекте и не в объекте, а в проективности. Тень несет в себе функцию двойника. Тень может быть вместилищем и прибежищем души. И никому не дано перепрыгнуть через свою тень.

    Тень Аллаха, излучающая свет, – символ властелина на Земле.

    В тибетской религии Бонпо существовали маги, которых называли братьями тени. По существу их приемы относятся к черной магии. В Индии по народным представлениям есть вера в полубожественных существ Вайраджи. Это тени святых, которые не горят в огне и не тонут в воде. Они обитают в определенном пространстве в надежде, что попадут в более очищенное высокое состояние.

    Иранская мифологическая птица Хумай, отбрасывает свою тень на человека, который после этого наверняка станет счастливым.

    Тень не есть имитация жизни, это скорее явление другого вида существования. Этот язык безмолвия используется в трикстерной природе теневого театра. Есть тени ночи, они неподвижны и статичны. Есть тени дня, которые, переливаясь вместе со светом, являются его оборотной стороной. Или узость вечерней тени, когда она лиловой краской лежит на склоне далеких гор. Утренние тени интересны игрой свежести в дрожании листьев деревьев.

    Реклама