• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Психоанализ и астрология



    Следует отметить, что, с точки зрения подходов и методологии, астрология и психоанализ имеют некоторые общие черты. И конечно же, психоанализ вовсе не случайно многие называли суеверием и критиковали как что-то иррациональное. В обеих этих дисциплинах важное место занимают аналогии. И, та и другая ищут целостности взгляда на человеческое существо как на явление, скорее имея целью уловить и объяснить некие созвучия и соответствия, чём составить психологический каталог отдельных, пусть подробно разработанных и поименно обозначенных, но все же частных деталей.

    «Астрология, — пишет А. Барбо в своей работе «От психоанализа к астрологии», — должна просто учитывать первичные явления бессознательного, простейшие психические процессы, которые находят выражение в аналогичных им фактах; ведь на этом уровне психологической разработки жизнь строится и раскрывается по аналогической модели. Поскольку астрология действует при этом подобно психоанализу, прибегающему к ассоциациям идей, ей ничего не остается, кроме как усвоить и применять этот подход для аналогичных фактов человеческой жизни, чтобы их расшифровывать как можно точнее и чтобы выполнить тем самым свою задачу».

    С другой стороны, и астрология может быть полезна для развития психоанализа, так как позволяет и специалисту, и его клиенту благодаря изучению астрологической карты обнаружить существование проблем первостепенной важности, которые без этого могли бы долгое время не давать о себе знать.

    ЗИГМУНД ФРЕЙД

    Исходные положения фрейдистского учения обнаруживают многочисленные соответствия с основными астрологическими понятиями.

    Для Фрейда индивидуальная реальность может разделяться на три накладывающихся друг на друга участка: «id» («это») — отвечает за все бессознательные процессы; «ego» («я») — психическая инстанция, сознательная деятельность которой стремится к моментальной и одновременной реализации как требований со стороны «id», так и противоположных им императивов «super-ego» («сверх - я»). И наконец, есть «super-ego» («сверх я»), инстанция цензуры, вытекающая из самоидентификации ребенка с его родителями или воспитателями и направленная на то, чтобы создать идеальный, строгий, принудительный образ, который постоянно ограничивает «ego» — отсюда сильнейшие конфликты с «id» и с инстинктивными импульсами. С астрологической точки зрения, эта структура находит себе соответствие на уровне кардинальных точек: «id», самая сокровенная, но и самая темная составляющая человеческого существа, соответствует Глубине Неба; «super-ego», которое обозначает перспективу сублимации и преодоления, соответствует Середине Неба; в то же время горизонт, то есть линия Асцендент—Десцендент (поведение, взаимоотношения с другими людьми), довольно точно отражает содержание фрейдистского «ego» во всей его сложности и многогранности.

    Что касается планет, то «id», бесспорно, связано с Луной (недифференцированная, вегетативная Вселенная в самом ее зародыше, зависимость, бессознательные импульсы, неконтролируемый мир воображаемого). «Ego», сознательное и активное начало, по своему значению ближе всего к символике Солнца, тогда как «super-ego», являющееся одновременно стихией порядка, власти, подчиненности, цензуры и торможения, можно соотнести с двояким, взаимодополняющим влиянием Юпитера и Сатурна.

    В развитии ребенка Фрейд выделяет три специфические стадии: оральную, анальную и, наконец, генитальную, которая олицетворяет собой окончательное созревание и благополучно совершившееся развитие. С точки зрения астрологии, первые две фазы соответствуют оси Телец — Скорпион (Телец — это рот, горло, поглощение; Скорпион — это половая система, анус и система выделения). Это — важнейшая ось: она связана с двунаправленным импульсом присвоения-отторжения, откуда происходит двунаправленное стремление созидать и разрушать, обращенное одновременно на окружающий мир и на самого индивида.

    Эти соображения приводят к двум другим ключевым понятиям фрейдизма. Эрос и Танатос: инстинкт жизни и созидания — и инстинкт смерти и разрушения соответственно. Эрос обозначает понятие «либидо», то есть любовь в широком и синтетическом значении этого слова — энергия, исходящая из сексуальности, соединяющая в себе нежность и чувственность, сладострастие и стремление к деторождению. Это тот инстинкт, который «стремится объединять части живой субстанции и поддерживать ее монолитность» (3. Фрейд. Эссе о психоанализе). Тогда Танатос представляется реакцией отторжения сложившегося ego», исключающего все то, что могло бы ему противоречить или грозить опасностью; Танатос также противостоит и собственным метаморфозам «ego», и это парадоксальным образом приводит «ego» к окостенению, равнозначному саморазрушению и смерти.

    Что же касается астрологии, то существует достаточно очевидная аналогия между Эросом и Венерой в Тельце, планетой удовольствия, желания слияния и желания излить свои чувства, планетой открытости, восприимчивости и привлекательности. Соответствия с Танатосом менее прозрачны. В Качестве планеты, управляющей знаком Овна, Марс является синонимом побеждающей мужественности и военной мощи. Его атрибуты более всего соответствуют инстинкту жизни — завоеванию жизненного пространства. Но Марс может играть ту же роль и в Скорпионе (даже если сам знак ныне является собственностью Плутона). Этот «марсианский» и «плутонический» Скорпион парой может развить чувство самозащиты и как следствие — агрессивности до степени смертельной самоблокировки. В основе этого можно видеть силы разрушения и саморазрушения, которые необходимы для любого обновления.

    КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

    Согласно этому великому исследователю, человек подчиняется четырем основным функциям. Это — интуиция, ощущение, чувство и мысль. В своем труде «Астрологические дома», Дейн Радьяр показывает очевидность бросающейся в глаза аналогии, которую можно установить между этими четырьмя функциями и четырьмя кардинальными точками астрологической карты. «Интуиция соответствует Асценденту, символическому восходу Солнца, поскольку интуиция — это сознание, которое возникает спонтанно, как бы само из себя, прямо по ходу действия. Напротив, ощущение устанавливает связь между индивидуумом и понятиями, которые его окружают; из-за этого мы связываем ощущение с Десцендентом или куспидом VII дома. Чувство очевидным образом символизирует Глубина Неба, так как именно чувство является самым непосредственным проявлением ответа, который дает целиком весь наш организм на то, что он испытывает как изменение своего состояния. Мышление — это процесс, базирующийся на словах и на синтаксисе, каковые сами являются в свою очередь символическим выражением определенной культуры или формы общественной жизни данного человеческого коллектива. Мышление может быть представлено Зенитом или — в современных картах — Серединой Неба, потому что именно в этой точке человек начинает осознавать, что его ощущения находятся в общем контексте со всем остальным. Астрологическая карта, как целое, делится торизонтом на две половины, или на две полусферы в проекции двух измерений. Половина, находящаяся под горизонтом, может быть охарактеризована ключевым словом быть; половина же над горизонтом — ключевым словом действовать».

    Можно также рассматривать две другие полусферы, включающие в себя группы домов от IV до IX и от Х до III. В астрологических картах Юнга западная полусфера, у которой в середине находится Асцендент, символизирует тенденции к индивидуализации, в то время как восточная группа, располагающаяся вокруг Десцендента, ассоциируется с миром взаимозависимости. С другой стороны, понятия духа (animus) и души (anima) соответствуют в астрологической карте Солнцу и Луне.

    Юнг упоминает о своих взглядах на астрологию в двух своих трудах: «Айон» и «Человек у открытия своей души». По его мнению, поиски системы причинно-следственных связей между влиянием звезд и явлениями человеческой жизни — напрасные попытки. Но, однако, глобальный, неделимый характер действительности подразумевает самую разную сеть соответствий, как бы ткань, составленную из аналогий между макрокосмосом и микрокосмосом, которые проявляются согласно принципу синхронности. Эта точка зрения была сильно развита Эвансом-Венцем в его труде «Тибетская книга о великом освобождении» (Юнг написал для нее предисловие). Процитируем следующее: «Каждый момент времени настолько же отличен от других, насколько один листок дерева отличен от других листков, потому что эффект бесчисленных астрологических влияний никогда не будет абсолютно одинаков для двух мгновений, следующих одно за другим. Благодаря непрерывному движению небесных тел и Земли угол фокуса и, соответственно, характер влияния непрерывно изменяются. Именно на этих предпосылках основана астрология. Каждая органическая и неорганическая субстанция имеет свою собственную особую характеристику или, иначе говоря, свой вкус; астролог же является как бы дегустатором или вычислителем астрологического качества данного момента, выбранного на шкале времени. Зная различные астрологические влияния, действующие в определенный момент рождения, можно установить физический, умственный или психический характер или вкус человека; можно также узнать, как различные комбинации колебательных, магнетических, физических и психических влиянии, исходящих от Солнца и от Луны, от звезд и из космического пространства, будут воздействовать на те влияния, которые уже были заданы для индивида в момент его рождения».

    ФРЕЙД И ЮНГ: СРАВНЕНИЕ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

    Астрологическая карта основателя психоанализа характеризуется присутствием четырех планет, соединенных в Тельце: Плутона, Солнца, Урана и Меркурия, — и наличием обрамляющего Десцендент (или точку VII дома) Скорпиона, поднимающегося к Асценденту. Мы также находим орально-анальную ось Телец — Скорпион, которая так же, как и доминирующий Плутон, соответствует наиболее темным зонам психики. Такая комбинация отлично совпадает, похоже, не только с подходом и основными понятиями фрейдистского психоанализа, но и с характером самого великого исследователя, характером по своей сути тревожным, во всем — необычным, мучимым постоянной тайной и все время Пытающимся связать психологию человека с его сексуальностью. Уран, соединенный с Солнцем, указывает на новаторскую и даже революционную смелость, на тип великого исследователя и открывателя темных и недоступных областей. Близость Меркурия в трине с Марсом подчеркивает способность переводить свои озарения в общедоступные понятия, структурировать свои внутренние соображения и Мобилизовать свою боевую энергию на защиту своих идей.

    Соединение Солнца с Ураном во Льве, а также присутствие Сатурна в Водолее, поблизости от Асцендента, — это то, что прежде всего бросается в глаза в натальной карте Юнга. Ведь речь идет об оси Лев — Водолей, которая, перпендикулярна оси Телец — Скорпион в натальной карте Фрейда, его учителя и будущего противника. Подчеркнем, однако, совпадения: существование сочетания Солнца и Урана, что типично для гениев-новаторов; соединение Луны и Плутона в Тельце (что симметрично соединению Солнца и Плутона в Тельце в натальной карте у Фрейда), указывающее на внутреннюю связь между мощью воображаемого и миром бессознательного (Плутон часто связывается с понятием коллективного бессознательного), тем более что Нептун, находящийся рядом с Луной, вносит в этот ансамбль замечательное качество провидческой интуиции. Однако отправным пунктом натальной карты Юнга остается именно ось Лев — Водолей, оказывающая особо активное влияние, поскольку присущей Льву экзальтации солнечных свойств противопоставляется здесь нахождение Асцендента в Водолее, резко усиленное присутствием Сатурна.

    В астрологии эта ось соответствует наличию способностей к упрощению, обновлению и разблокированию, и это не может не вызвать в памяти тот факт, что Юнг отверг идеи своего учителя, считая их слишком негибкими и чрезмерно акцентирующими сексуальность.

    Взглянув на натальные карты обоих, нельзя не заметить, что взгляды Юнга и Фрейда совершенно расходятся, хотя, может быть, и дополняют друг друга в более широком плане.

    Стоит отметить одну интересную деталь: во время разрыва Фрейда с Юнгом астрологическая карта Юнга представляет транзит Урана в оппозиции к его натальному Солнцу, что означает бунт против родительской модели...

    Реклама