• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Музыка



    Музыка – один из самых высоких способов символического мышления. В основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. Символы определяются музыкальными принципами. В греческой мифологии происхождение слова музыка связывается с «музами» (мыслящими): девятью дочерьми Зевса и Мнемозины – богини памяти. Музы, или Мусы (за исключением небесной Урании и Клио – музы истории, дарующей славу) связаны с пением, танцами, музыкой, с наслаждением. Они обитают на горе Геликон у источника Гиппокрены. Их предводитель – бог искусств и музыки Аполлон с лирой. Они воспевают поколения богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает культ муз также с магическим музыкантом Орфеем, который «звуками своей лютни создавал деревья, и вершины гор, покрытые вечным снегом склонялись к нему, когда он пел». Создателем музыки, а также астрологии и систем исчисления меры и счета, согласно египетской мифологии, был бог мудрости Тот – учитель богини Исиды. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну – богиня красоты и счастья Лакшми – индийская Венера. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года. Музыка воспринимается как часть упорядочивающей модели космоса, или по теории соответствий уподобляется разным аспектам творения. Она уподобляется первозвуку, который сотворил вселенную. Духовая музыка в лице семи ангелов с трубами в Апокалипсисе возвещает о конце света. Ряд традиций видят в музыке промежуточное пространство между изменяющимся материальным миром и неизменной областью чистой воли. Семь нот музыкальной гаммы, как и семь цветов спектра соотносят с семью космическими лучами, поддерживающими существование космоса. Гармония как следование друг за другом элементов мелодии является образом связи между всеми космическим явлениями, равно как и формой общения, и расширения и облагораживания внутреннего родства явлений . Музыка символизирует порядок и гармонию творения. Просветление души символизируется звуками музыки «Из всех наук одной любви музыка уступает, но и любовь гармония» (А.С. Пушкин). Музыка является составной частью пифагорейской теории чисел. Занятие музыкой было одним из обязательных ежедневных упражнений в пифагорейском ордене. Система музыкальных спекуляций была хорошо разработана в Каббале. Музыка является составной частью всякого мистического опыта. Музыкальная символика поливалентна: включает символику гармонии мелодии, гаммы, всех аспектов звука, ритма, тона, самих инструментов. Ритм и танец подражают процессу Божественного творения. Музыкальные инструменты соотносятся с космическими формами, исходя из которых определяется форма инструмента и его тембр. Мелодическое движение выражает эмоции и определенные символические формы. В соответствии с пентатонической гаммой выделяются пятичленные группировки звуковой последовательности. Диатоническая и ладовая гамма, имеющая семь нот, связана с астробиологическим системами и является самой важной из всех последовательностей. Ее соотносят также со знаками Зодиака – это особый аспект музыкальной символики, изложенный Фабром де Оливье, где до – это Юпитер, ре – Марс, ми –Солнце, фа – Меркурий, соль – Венера, ля – Луна, си – Сатурн. В двенадцатитоновой музыкальной системе соотношение со знаками Зодиака установлено более последовательно. Более значимые взаимосвязи в аспекте выразительности связывают греческие тональности с планетами и особыми чертами этоса: дорическая ми-тональность – Марс (строгий или патетический), фригийская ре-тональность – Юпитер (экстатическая), мидийская до-тональность – Сатурн, (болезненный и печальный), гипо-дорическая си-тональность – Солнце (восторженный), гипо-фригийская ля-тональность – Меркурий (энергичный), гипо-лидийская соль-тональность – Венера (эротическая), смешанная лидийская фа-тональность – Луна (меланхолия). Квартаккорд, состоящий из нот: до, ре, ми, фа – является связующим звеном между небом и землей; четыре ноты, соответствующие льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение), орлу (возвышенность и молитва). И квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до – представляет форму удвоения предыдущего квартаккорда. Группы нот по последовательности цикла квинт: фа, до, соль, ре считаются мужскими элементами, соответствующими стихиям огня и воздуха и инструментам из камня и металла. Дальнейшие ноты по шкале квинт: ля, ми, си – женские и имеют отношение к стихии воды. Интервал фа-си, известный как тритон (или увеличенная кварта), выражает с помощью диссонанса болезненный конфликт между стихиями огня и воды -конфликт, представляющий самую смерть.

    Хорошо разработанный язык музыкальных, теологических и психологических аналогий дают суфийские источники. Они понимают слушателя как духовного искателя и слушание музыки становится следованием по пути Божественной любви. Духовная музыка становится для них языком состояний и важным фактором внутренней трансформации. Так Ружбахан Бакли из Шираза пишет о необходимости быть свободным от искушений телесной души при слушании такой музыки, об эффекте высветления состояния, о факторе Божественного присутствия в духовной музыке, понимая духовную музыку как музыку истины, которая «приходит от Бога и предстоит перед Богом», которая «в Боге и с Богом». Среди слушателей выделяются последователи разных путей: 1. Следующие путем любви; 2. Алчущие; 3. Одержимые; 4. Просветленные. Первые должны слушать музыку без участия телесной души. Вторые – без обращения к рассудку. Одержимые – без обращения к сердцу. Ведомые духовным знанием – без обращения к духу. Если же слушают музыку с помощью этих средств, то остаются скрытыми от Бога и Бог скрыт от слушателя. Тот, кто слушает музыку телесной душой, остается неверным, слушающий с помощью разума внушает доверие. Слушающий сердцем становится созерцательным. Полностью присутствующим может быть только слушающий духом. Автор пишет: «Духовная музыка – это слышание и лицезрение Божественного присутствия. Это ужас и сожаление. Это чудо в чуде. В этом перестают существовать мировые законы. Человек знания становится невежественным, и любовник исчезает». Для суфия слушание духовной музыки является праздником Божественной любви, где слушатель и исполнитель становятся одним. Истина пути любящих сопровождается музыкой, но истина этой истины постигается суфием без музыки. Духовная музыка – это продукт работы разума, а ее отсутствием достигается присутствие красоты. Там, где употребляется речь, есть дистанция, а где молчание – бли зость. Пока есть аудитория, есть невежество, и невежественный живет в дуализме. При слушании музыки рассудок ниспровергается, приказ становится запретом и запрещающий становится запрещенным и все запрещенные запрещающими.

    Духовная музыка – это ключ к сокровищам Божественных истин.

    Среди просветленных слушателей выделяются несколько категорий. Так, гностики разделяются на тех, кто слушает стремясь к своему уровню, и на тех, кто слушает согласно своему уровню, на тех, кто, слушает в мистическом озарении и на тех, кого ведет к постижению музыки провидение. Те, кто слушают, стремясь достичь своего уровня, – осуждены; те, кто слушают на своем уровне, – находятся на уровне возвращения; те, кто слушают в мистическом озарении – находятся в созвучии, если же слушание происходит на стадии видения, то слушатель погружается в Божественную красоту.

    Исходя из факта существования безграничных возможностей духовного развития, суфийский автор говорит о «тысячах тысяч видов духовной музыки» самых разных параметров и работающих с различными состояниями, включая такие различные, как близость и отдаленность, энтузиазм и беспокойство, голод и жажда, страх и надежда, меланхолия и победа, сожаление и страх, чистота и невинность, служение и господство и др. Губительно для последователей, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце.

    Для широкого диапазона уровней развития существует тысячи аллюзий в духовной музыке. В каждом подобии много видов боли, таких как любовь, стремление, энтузиазм, чистота, истощенность, сила. Губительно для последователей, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце.

    Духовное раскрытие, происходящее при слушании духовной музыки, сопровождается теофаническими явлениями. Губительно для любящих Бога увидеть их. Мистическое видение, возникающее во время духовного концерта, раскрывает множество аспектов в бытии гностика. Такие качества, как знание, истина, гибель, вспышки и мерцания Божественного света, ужас, сила, непостоянство, противоречие, экспансия – бросят его к невидимому позади невидимого мира и раскроют ему загадку его происхождения.

    «В раю духовного видения – пишет суфийский автор – птицы света с каждого листа дерева качеств будут петь вечную песню по несотворенным нотам перед душой его души. Один звук этой песни сделает способным гностика выжить в состоянии Божественности. Это заложит основания его бытия и даст ему другие основания. Это познакомит его с ним самим и сделает его посторонним самому себе. Он узнает самого себя наглядно, как если бы он оказался перед собой и страшась самого себя. Если он станет частью группы, это придаст дополнительную окраску, это раскроет ему мистерию мистерий и сделает его способным слышать рассуждение о Божественной любви на этом языке».
    Страница 1 из 2 | Следующая страница

    Реклама