• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Зеркало



    Зеркало – поливалентный и противоречивый символ: с одной стороны, оно фиксирует многообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и познания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину. Кроме того, зеркало содержит в себе идею «двойника» – зримого эха. Его отражательная способность порождает символическую аналогию с глазом и водой. Подобным образом космос вглядывается в свое отражение в человеческом сознании.

    Воспроизводя образы, зеркало удерживает и как бы хранит их. На этом основана магическое применение зеркала для вызывания духов-образов, которые были ими восприняты в прошлом и которые будто бы хранятся в нем. Тема «пустого и населенного зеркала» заключает в себе важный в его символике аспект периодичности, связывающий его с Луной. Подобно Луне, зеркало то открыто, то закрыто, то пусто, то заполнено. Женский аспект символа содержится в пассивных отражательных свойствах зеркала: оно воспринимает образы, как Луна воспринимает и отражает свет солнца. В древних концепциях зеркало – символ души, удерживающей и хранящей все впечатления, и осуществляющая таким образом связь с этим миром.

    Зеркало также воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир. (Кэррол «Алиса в Зазеркалье») Та же идея визуально обыграна Жаном Кокто («Орфей в аду»).

    Когда впервые появилось зеркало? Этого мы никогда не узнаем. Точно также как не можем с уверенностью сказать, когда человек впервые научился оберегать огонь или в какие времена придумал буквы. Первым зеркалом была, наверное, спокойная гладь воды. Можно вспомнить миф о Нарциссе, которого добивались многие женщины, но он отвергал их, и Немесида отомстила ему за это. Однажды, увидев свое отражение в зеркальной глади вод, Нарцисс влюбился в самого себя и умер от этой любви. На месте его смерти вырос холодный цветок, который возлагают на могилы.

    Четырехугольные зеркала из меди и бронзы создавались уже в бронзовом веке. Железные отполированные зеркала, бывшие в ходу у древних египтян, примерно, в IV веке до н. э., получили распространение в Греции и странах Востока. Из Китая они попали в Японию и Корею. Во времена римской Империи их стали покрывать серебром и золотом. Постепенно они превратились в предмет роскоши. Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о завидном умении и тонком вкусе мастеров-зеркальщиков. Наличие такого зеркала свидетельствует о принадлежности к привилегированному классу. К тому же оно было предметом культа и магии. Средневековая Европа позаимствовала у античного мира металлическое зеркало. Стараясь перещеголять друг друга, короли и высочайшие особы одаривали ими в знак особого расположения. Но особенно изощрялись в этом дамы высшего света. Зеркало стало непременным аксессуаром туалета.

    Судя по всему, первые стеклянные зеркала датируются концом XII – началом XIII века, хотя они мало чем напоминали современные наши зеркала. Их называли «воловий глаз». Они изготовлялись опытными стеклодувами из небольших колб, которые в размягченном состоянии наполнялись свинцом, сурьмой и смолой. Остывшую массу нарезали в виде выпуклых линз. В маленьком зеркале образ был хоть и маленький, но достаточно четкий. В 1507 двум итальянцам с острова Мурано пришла в голову блестящая мысль. Они покрыли поверхность стекла серебряной амальгамой. Открытие незамедлительно оценили. Венецианским зеркалам, прозрачным и безукоризненно гладким, не было равных во всей Европе. Неоспоримое господство Венеции продолжалось целых 150 лет. Республика, получавшая огромные барыши, ревниво охраняла секреты зеркального производства. Зеркальные мастера находились под бдительным контролем, и опасения венецианских властей были не напрасными. Соседи по Европе всеми правдами и неправдами пытались выведать окутанную мраком тайну прозрачного зеркала.

    В 1644 началась «зеркальная война» с французами. Венецианцы стойко отбивали все интриги и атаки, по-прежнему оберегая секреты. А ровно через год два десятка итальянских мастеров уже выполняли заказы в Париже. Ценой жертв был снят покров неизвестности с венецианского стекла. Преуспевающие дельцы делали большие деньги.

    Далее события развиваются драматически. Вся история в общих чертах повторяется. Только на этот раз действующими лицами стали голландцы, испанцы, немцы, которые пытаются обойти французов.

    В течение XVII – XVIII веков зеркало победоносно прошло по всем странам Европы. Игра закончилась, но стоила ли она свеч?

    С трудом верится, что самый обычный предмет быта имеет такую богатую событиями историю.

    Хотя в более широком плане предмет этот не так уж прозрачен и прост. В наше время существует немало легенд, в которых говорится, что в зер кале отражается душа умершего, которая продолжает жить и после смерти. Вероятно, отсюда пошел обычай завешивать зеркала в доме умершего. Для многих народов характерно суеверие, что отражение может представлять двойника, второе я человека. Столько поверий, обычаев, преданий: что ни народ – то свой толк. То у него зеркало и злой дух прогоняет, то от дурного глаза убережет и от смерти спасет. Все-то оно видит и знает. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Гадание с зеркалом и по сей день бытует во многих странах Западной Европы. В Румынии и Германии невесты и сегодня идут с ним под венец. Гречанки же, англичанки и американки, одеваясь в свадебный наряд, ни за что не посмотрят в зеркало.

    Но стоит ли всерьез доверять зеркалу? Действительно ли мы видим нашу копию? Во-первых, мы видим обратное изображение, во-вторых, изменяется цвет лица, волос и это зависит от того, где висит зеркало. Если оно висит у окна, то изображение в нем ярче, глаза неестественно блестят. Застывший образ, изъятый из общего содержания далеко неадекватен подлинному. Мы видим себя такими, какими стремимся казаться. В глазах окружающих мы выглядим совсем иначе. Зеркало демонстрирует, что оно сильней реальности. Каждый, стоящий перед зеркалом, видит вместо себя кого-то другого.

    Каббалистический термин «лучистое зеркало» обозначает способность к предвидению, прорицанию, которым обладал Моисей. В тибетской традиции символ сверкающего зеркала – образ тайны бытия, это то, что в нем присутствует, а если в нем присутствует нечто другое, то как будто бы и нет бытия, кроме как для присутствующего. В католичестве зеркало без трещин символизирует Деву Марию и, в связи с этим, его называют зеркалом праведности. В исламской традиции в зеркале существует точка, где отражается вершина. В мексиканской – это атрибут бога Тескатлипока. У китайцев – это дверь Солнца.

    Китайская легенда, приведенная Джайлзом и пересказанная Борхесом в «Энциклопедии вымышленных существ», повествует о том, что в эпоху Желтого Императора мир зеркал и мир людей не были разделены. Тогда люди зеркального мира входили в этот мир и возвращались обратно в зазеркалье. Но однажды ночью весь зеркальный народ проник в реальный мир, создав переполох и путаницу. Силы Желтого Императора с трудом загнали их обратно и заточили в зеркалах, заставив повторять все движения людей, как в глубоком сне. Но существует пророчество, что они пробудятся от этого летаргического сна, и первой в глубине зеркала шевельнется рыба.

    Реклама