• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Маска



    Обычно символ почти всегда проигрывает в отношении конкретности, но в случае с маской выигрывает в смысле наглядности и образности.

    В русских обрядах колядования встречаются странные маски: например, маска крылатого медведя. Понятно, что медведь – это архетипический символ Руси, который встречается в гербе города Ярославля, но крылья могут быть намеком на созвездие Большой Медведицы. Очевидна связь крылатого медведя с Солнцем, так как при исполнении обряда звучит тема солярности, идет припевание: «Солнышко-колоколнышко...» и еще: «На кол посажен крылатый медведь...» Это может означать и определенную трансформацию, небытие, сокрытие и олицетворение инстинктивной мудрости медведя. Тему сокрытия, защиты мы видим в городе семи медведей, где часто встречаются маски их голов. Это место, откуда начинался путь варягов в греки, соответствует современному Выборгу (шведск. – крепость, щит).

    Маски как бы охраняют священное место и представляют магическую силу тех зверей, которых они изображают. Особенно разнообразны маски Африки, которые являют подлинные и символизируют внутренние качества. Известны утонченные маски тайного мужского союза Геледе в Нигерии, где тип маски очень реалистичен. Здесь увеличены только глаза.

    Столь же реалистичны маски, употребляющиеся в ритуалах смерти тайного мужского союза Мукуи в Конго. У них глаза маски сужены. В противоположность маскам этих двух союзов маски тайного союза Экпо, который связан с ритуалом культа предков, менее реалистичны. Они обиты кожей животных, у них вставлены зубы, они более геометричны. Также встречаются другие функции масок: например, функция запугивания. Маски, принадлежавшие тайному мужскому союзу Поро, обязаны были устрашать посвящаемых. Они имели три пары рогов, одна из которых обломана, и выпрыгивающие на зрителей глаза-цилиндры. Непосвященным, женщинам и детям смотреть на такие маски категорически запрещалось. Инициационные маски объясняют происхождение племени и его идеологию.

    Наряду с антропоморфными масками, в которых скомбинированы черты человека с чертами животных, часто встречается маска, изображающая какое-либо конкретное животное. У некоторых народов западной Африки излюбленный персонаж – антилопа, чей образ предстает стилизованным или чрезвычайно условным, почти неузнаваемым.

    В Европе одна из самых загадочных исторических масок – это «Железная Маска», тайна которой до сих пор не разгадана. История «Железной Маски» давно уже превратилась в бесцельную игру, а поиски того, кто скрывался под ней, напоминают бесконечную партию в шахматы. Хотя сроки заключения «Железной Маски» известны – он провел пять лет в камере-одиночке, умер 19 ноября 1703 года и похоронен на тюремном кладбище Сен-Поль под именем Марчиали.

    В мифическом мире Греции маска символизировала трагическую или комическую природу персонажа в театре. (Комическая маска была атрибутом богини Талии, а трагическая – Мельпомены). В средние века это нашло отражение в итальянской комедии масок «Комеди дель арте», где каждый персонаж имел свою маску и свою функцию.

    В метафорическом смысле символом определения силы являются различные маски власти. Если раньше они имели конкретные черты и место проявления, то в современном мире власть многолика, а место ее действия необычайно широко.

    Театральные греческие маски восходят к праздникам римских сатурналий, где люди обменивались одеждой, менялись своими социальными ролями. Римские сатурналии явились предшественниками средневековых европейских карнавалов, начинавшихся 17 декабря и длившихся 5-7 дней, а также современных, с обилием масочных персонажей. Маска – непременный атрибут костюмированных балов и маскарадов.

    Что же скрывает маска в маскараде? Если в сатурналиях производилось действие по искуплению пролитой крови врагов и снятие ее последующего отрицательного влияния, то в маскарадах культурной эпохи один из означающих символов маски – смерть. Это хорошо выразил в своей драме «Маскарад» М.Ю.Лермонтов. В аспекте смерти символична посмертная маска, снимаемая с лица умершего, которая запечатлевает последний лик.

    У маски есть фантастические и волшебные возможности. Человек, надевший маску, как бы превращается в другого персонажа, который может совершать действия, невозможные в обычной жизни. Знаменитый американский фильм «Тhe Mask» c Джимом Кэри в главной роли превосходно иллюстрирует эту идею.

    Реклама