• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Потоп



    Уничтожение водой всего живого на земле за грехи. Связан с символизмом вод. Вода – амбивалентный символ, знак потенциального и актуализированного бытия. Тема рождения и смерти, тема сотворения мира, с одной стороны, и водного апокалипсиса, с другой, а также тема возрождения, или второго рождения связана с водой. Таковы воды жизни и смерти, воды потопа, уничтожающие греховное, или воды прячущие сокровища и скрывающие праведников (легенда о Китеже). Воды выступают как очищающее и возрождающее начало. Как резервуар творения они предшествуют творению. Как орудие гнева они поглощают искаженное, разрушившее свою связь с Божественными принципами творение. Сведения о потопе сохранены для нас в преданиях Вавилона, Палестины, Сирии, Фригии, Греции, Южной Азии, Индии, Уэльса. Известны три основные версии: вавилонская, Библейская и греческая. Вавилонская легенда о потопе относится ко времени царя Ашшурбанипала VIIв. до Р.Х.) В Сиппуре была найдена табличка с текстом о потопе, датированная 1966 г. до Р.Х. Таблицы из необожженной глины с текстом о потопе на шумерском языке, найденные в Ниппуре, написаны и датированы 2100 г. до Р.Х. – время царя Хаммурапи. Потоп вызывается верховным божеством: Кронусом и Энлилем (в вавилонских версиях), Элохимом (в еврейской), Зевсом (в греческой). Имена спасшихся праведников: 10-й вавилонский царь Ксисутрус, царь и жрец Ут-напишти (Атрахазис в другом варианте), шумерский царь и жрец бога мудрости Зиудзудду, библейский Ной – 10-й потомок от Адама. Весть о потопе передается тайно либо во сне самим верховным богом или богом мудрости Эа (в вавилонской версии), Энки (в шумерской), божественной рыбой (в индийском варианте). Вавилонские и шумерские праведные цари и жрецы: Ксисутрус, Ут-напишти (Атрахазис), Зиудзудду после потопа получили бессмертие. Зиудзудду получил даже статус бога – он был награжден «вечной душой, подобной душе бога» и получил обитель на горе Дильмун. Прародителями нового послепотопного человечества стали: библейский Ной в лице трех его сыновей: Сима, Хама и Иафета и греческие Девкалион и Пирра, взрастившие новую человеческую породу из камней, которые они бросали в землю. Священные предания погибшей цивилизации были сохранены на золотых и глиняных таблицах или передавались в виде устного предания – от отца (Ноя) к сыну. Египетские источники не сохранили для нас сведения о потопе, египетские жрецы отвечали грекам, что Египет был убережен от водного катаклизма, пройдя через другие испытания. Единственное свидетельство египетских источников о потопе в «Династиях» Мането, где автор говорит о том, как Тот (Гермес Трисмегист) начертал на стеле иероглифы и священным языком изложил принципы всех знаний. После потопа второй Тот перевел все это на вульгарный язык. Все другие мифы фараонского мира, как династического, так и додинастического, молчат об этом. Вавилонское сказание о Великом потопе дошло до нас в изложении вавилонского историка Бероса (IIIв. до Р.Х.), писавшего по-гречески. Он говорит о праведном вавилонском царе Ксисутросе. Бог Кронус предупредил его о потопе и велел ему записать все о природе вещей и закопать в Сиппаре – городе солнца. Потом построить корабль, взять с собой по паре домашних животных и птиц, запасы пищи и, когда начнется потоп, отплыть с родственниками и друзьями. Когда потоп стал убывать, он выпустил птиц, но птицы вернулись. На третий раз, когда птицы не вернулись, он выглянул наружу и увидел берег. Он ступил на берег, построил алтарь, принес жертву богам и исчез со своими родными и кормчим. Его стали искать повсюду, но раздался его голос с неба. Он приказал им чтить богов, вернуться в Вавилон, откопать в Сиппаре священное писание и распространять его среди людей. В «Поэму о Гильгамеше» в 11 песне, соответствующей 11-му дождливому месяцу вавилонского календаря, включена легенда о потопе. Историю о потопе рассказал Гильгамешу Ут-напишти. Эа – бог мудрости предупредил его о потопе и сказал ему построить из своего дома корабль и взять с собой всяких семян жизни. Ут-напишти построил баржу, поставил на нее дом в 12 локтей высоты, разделил дом на 6 ярусов и в каждом ярусе сделал 9 комнат. Он зарезал волов и ягнят, наполнил кувшины кунжутным и виноградным вином, собрал народ и устроил пир. Когда все было готово к отплытию, он посадил свою семью, а также ремесленников, собрал домашний скот и взошел на корабль, взяв с собой серебро, золото и семена жизни. Воды поднялись до горных вершин, дневной свет померк. Боги на небесах испугались потопа. Иштар обвиняла себя, что накликала на человека такое горе. 6 дней и ночей свирепствовала гроза. На седьмой гроза стихла. По прошествии 12 дней показался остров. Корабль приплыл к земле Низир. 7 дней длился потоп. Голубь и ласточка, которых Ут-напишти выпустил, вернулись. Ворон, которого он выпустил последним, не вернулся. Сойдя на берег, он совершил жертвоприношение на вершине горы. Выставил жертвенные сосуды по семи в ряд и собрал под ними тростник, кедровое и миртовое дерево. Боги вдыхали запах жертвы. Иштар рассердилась на владыку богов Энлиля, устроившего потоп. И Энлиль, напуганный, что род человеческий исчезнет, даровал Ут-напишти и его жене бессмертие. Оба предания записаны на семитическом языке Вавилонии и Ассирии. Есть предание на табличке, датированной временами Хаммурапи (2100 до Р.Х.), на шумерском языке. В нем потоп также был вызван верховным божеством. Как и в Библии факты о сотворении человека и о потопе связаны. Содержит описание потопа и спасение царя Зиудзудду, который пал ниц перед богами Ану и Энлилем. И обрел бессмертие за благочестие.

    Индийская легенда о потопе в «Ригведе» (в «Гатапатхе Брахмане») в переводе Макса Мюллера называется «Спуск Ману с Горы Севера». В ней рассказывается, как божественная рыба, которую спас и вырастил Ману Вайвасата, предупредила его о грядущем потопе. «В указанный год Ману построил судно и помолился рыбе. И когда начался потоп, он взошел на судно. Тогда рыба подплыла к нему, Ману зацепил канат корабля за рог рыбы (см. Единорог), благодаря чему миновал Гору Севера. Рыба сказала: «Я спасла тебя; привяжи судно к дереву, чтобы его не смыло водой, когда ты будешь на горе; и спускайся по мере спуска вод. Ману спускался с водами, и это и есть спуск Ману с Горы Севера. Потоп смыл все живое, Ману остался один». Но боги создали для Ману женщину из его жертвоприношений: масла, кислого молока, сыворотки и творога.

    Другая индийская легенда о потопе содержится в «Бхагавата-Пуране«, где Вишну предупреждает Сатиравату – царя рыбаков, человека, любившего справедливость и истину, – о том, что через семь дней три мира будут затоплены. Бог-рыба указывает Сатиравату куда плыть и где спрятать священное писание, чтобы сохранить его от Хаягрива, морского коня, обитающего в бездне. Эта легенда сходна с халдейской легендой о Ксасисатре и библейской историей о предупреждении богом Ноя о реках дождя, которые хлынут на землю и смоют все живое. В священных книгах Ирана Йима – иранский прародитель человечества – был предупрежден Ахура Маздой о грядущем потопе. Бог сказал Йиме построить убежище в виде квадратного сада – вары, в котором сохранить пары людей, зверей и растения. После потопа уцелел только сад Йимы. Весть о спасении принесла посланная Ахура Маздой птица Каршиптар.

    У греков были две основные легенды о водном катаклизме, который уничтожит человечество. Одна из них связана с именем мифического царя Беотии основателя Фив Огигеса (Огигуса), имя которого производят от Ангхи – санскритского слова, обозначающего потоп. По словам церковного историка Евсевия, потоп, который был при Огигисе, случился после Ноева потопа и за 250 лет до Девкалионова потопа. Легенда говорит, что во времена Огигеса воды поднялись до неба, а он спасся с несколькими спутниками в судне. Вторая легенда о Девкалионе и Пирре рассказывает, как Зевс, разгневанный преступлениями людей бронзовой эры, решил уничтожить их. Прометей посоветовал своему сыну Девкалиону сколотить ящик, в котором он мог бы спастись от потопа вместе со своей женой Пиррой. Зевс пролил на землю страшный дождь, который затопил большую часть Греции – спаслись только те немногие, кто смог взобраться на высокие горы. Это была катастрофа, уничтожившая почти все живое. Девять дней и ночей носило по волнам сундук с Девкалионом и Пиррой, пока не прибило к горе Парнас. Девкалион и Пирра, выполняя волю Зевса, вновь населили землю людьми, бросая камни в землю. В память об этом событии в Афинах совершалась церемония под названием Гидрофория, напоминающая финикийско-сирийский обряд в Гиерополисе. Каждый год в третий день фестиваля Антистерий в расщелину в земле, через которую по преданию хлынули воды потопа, недалеко от храма олимпийского Зевса, лили воду, смешанную с мукой и медом. Согласно легенде, в Мегаре в Греции журавли предупредили о потопе сына Зевса и нимфы Сизниды, и он спасся на горе Гераниен. В Фессалии Керамбос спасся от потопа, взмыв на крыльях, которые ему дали нимфы. Третий великий потоп связывают с именем Дардана – царя Аркадии. Он бежал от потопа в Самофракию – спасся на надутом кожаном мешке. Основал город Дардана или Трою. Список потопов дал в VII веке севильский епископ Юлий Африканский. Первым он помещает Ноев потоп, потом потоп Огигеса и последним – Девкалионов.
    Страница 1 из 2 | Следующая страница

    Реклама