Узбекский динозавр - недостававшее звено эволюции

Недавно в Узбекистане были найдены окаменелые фрагменты скелета нового представителя рода тираннозавров.

Это группа двуногих хищников, самым известным представителем которых является тираннозавр (Tyrannosaurus Rex) – и это открытие может стать ключом к разгадке тайны огромного размера этих уникальных существ.

Ученые университета Эдинбурга совместно с коллегами из России и США, обнаружили окаменелые останки животного в центре пустыни Кызылкум в Узбекистане.

Новый род динозавров назвали тимурленгом (Timurlengia euotica) в честь средневекового полководца Тамерлана.

Изучая останки динозавра, приблизительный возраст которых составляет 90 миллионов лет, ученые предположили, что его уши и мозг имели решающее значение в доминирующем положении, которое в свое время занимали тираннозавры в животном мире.

"Мы обнаружили совершенно новый вид динозавров, - объяснил ведущий научный сотрудник университета Эдинбурга Стивен Брюсатт. - Это один из ближайших родственников тираннозавра, но намного меньше размером - приблизительно с лошадь".

Тираннозавр, также как и тимурленг, жил в меловом периоде, правда в более позднем его отделе - нижнем. Длина тела тираннозавра от головы до хвоста достигала 13 метров.

"Этот вид (тимурленг) жил в средней части мелового периода – как раз в той точке, где у нас есть огромный пробел в палеонтологической летописи", - добавил ученый.

Из-за этого тираннозавр стал настоящей эволюционной загадкой. Ведь именно в этот период – около 90 миллионов лет назад – тираннозавр стал эволюционировать и превратился в одного из самых крупных хищников, которые когда-либо обитали на нашей планете.

Супердоминант

Несмотря на то, что тимурленг намного уступал в размерах тираннозавру, он обладал большим и развитым мозгом.

Узбекский динозавр - недостававшее звено эволюции

На схеме красные фрагменты - это то, что есть в распоряжении ученых. Вся остальная часть скелата является реконструкцией

Это, возможно, помогло ему эволюционировать в достаточно умного и физически развитого тираннозавра.

"Тимурленг имеет некоторые особенности костей, которые также встречаются и у тираннозавра, - сказал доктор Брюсатт. - Так что эти эволюционные особенности, которые, в конечном счете, позволили тираннозавру стать супердоминантным видом, являющимся последним звеном пищевой цепочки."

Команда изучила 25 различных частей скелета тимурленга, собирая их как мозаику, чтобы понять какого размера и формы был этот динозавр.

Наиболее перспективной для изучения стала небольшая часть черепа животного. Команда ученых отсканировала ее, чтобы реконструировать форму и размер его мозга и особенности строения внутреннего уха, а также попыталась создать картину его сенсорных возможностей.

"Благодаря компьютерной томографии мы смогли узнать, что его мозг и ухо были почти идентичны тираннозавру", - сказал доктор Брюсатт.

"Так что у него в черепе был такой "центральный процессор", где был сосредоточен весь интеллект, все развитые органы чувств, присущие тираннозавру, и, возможно, это именно то, что позволило тираннозавру стать настолько крупным", - предполагает Брюсатт.
    www.charter97.org