• Главная
  • О проекте
  • Контакты
  • Панель управления


    *


    *

                     
  • Регистрация

    *
    *
    *
    *
    Защитный Код:
    Введите Код:




    Полная Регистрация!

  • Интересное


    Андрогин



    «Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира», – писал Лао Цзы.

    Андрогин – равновесие противоположных принципов: мужского и женского, активного и пассивного, animus и anima. Связан как с идеей единства, предшествующего разнообразию, так и с идеей первичного хаоса и с неразделенным состоянием неба (мужской принцип) и земли (женский принцип). Во многих культурах оба принципа: мужской и женский – появляются вначале нераздельными как этап райского состояния. Подобно Адаму Кадмону и каббалистической сефире Хокма (первая эманация из бесконечного, Божественный разум и Божественная мудрость – София, Метис) означает неполяризованное состояние космической энергии. С идеей андрогина ассоциируются символы Центра, Адама, первого человека, золотого цветка, голубой розы, выхода из лабиринта, бессмертия. Отождествляется с прототипом Близнецов. Может рассматриваться как единство мужского и женского принципов творения, как результат приложения символики цифры два к человеческому существу, как идея целостной личности.

    По Блаватской, андрогинизм – свойство древних богов: Осириса, Зевса, Диониса. Согласно Блаватской, Божественное имя Ях-хова является андрогинным именем, содержащим в себе мужской аспект андрогинной силы – Ях, соединенный с женским аспектом Хова. Андрогинной по отношению к миру считается в каббале высшая мистическая персона – Макропрозоп. Мировая Душа – женского рода у ранних христиан и гностиков, рассматривается как андрогинный принцип в ряде других традиций. Западная оккультная и алхимическая традиции представляют в виде андрогина достижение внутренней сгармонизованности, мудрости и бессмертия.

    Андрогин подобен союзу влюбленного и любимого. Геометрически выражается формой чаши, круга, каждая точка окружности которого может быть и началом, и завершением. Круглыми были и первые мудрые люди по Платону. Платон в «Пире» рассказывает о создании человека в виде сферы, заключающей в себе две разнополые сущности. Адам Кадмон и инь-ян (тайцзи) изображаются заключенными в круге. Мужское и женское в их раздельности означают незавершенность, часть первоначального целого. Их раздельное существование знаменует прохождение через историю, через страдание разделения, в постоянном поиске завершенности «я».

    В ведийской традиции андрогин известен под именем Ардханаришвара, или двуполого владыки. В процессе творения верховный Брахма разделился и образовал Ардханаришвара – дуалистическое существо, левая сторона которого стала Пракрити (или Майей), составляющей единое целое с Брахмой, вечной и непреходящей, как дух, как врожденная энергия. Ардханаришвара изображается стоящим на плавающем в воде полностью раскрывшемся цветке лотоса – символе андрогинности. С его мужской стороны изображена змея, окольцовывающая руку, с женской стороны он держит в руке росток лотоса. В центре изображается египетский символ жизни Тау. Известно также другое изображение андрогина: мужчина с правой стороны держит эмблемы Шивы или Махадевы, а женщина – Парвати или Шакти. Бык слева и львица справа – знаки мужской и женской сил и их союза. С мужской стороны изображен также поток реки Ганг. В ведийской традиции тема андрогинизма включает хорошо разработанные темы отношения между мужским и женским аспектами Логоса. Ила (санскр.) дочь Вайсасвата Ману, жена Будхи, в течение одного месяца – женщина, в течение другого – мужчина. Согласно Блаватской, она является представительницей второй андрогинной расы. В другом аспекте – Вак («речь») – или мистическое олицетворение речи является женским Логосом. Она едина с Брахмой, создавшим ее из половины своего тела, разделив его на две части (как по Платону бог разделил совершенных андрогинных людей). Она – женский аспект Брахмы (подобно женской ипостаси Логоса), Вирадж – «женский» Вирадж, – который был создан в ней Брахмой, разделившим свое тело на две половины: мужскую и женскую: Вак и Вирадж. Вак – это речь, с помощью которой человек получил знание, а также мистическая сокровенная речь, которая нисходит на первых риши, как «языки пламени» снизошли на апостолов. Ее называют «женским творцом», «матерью Вед».

    Эзотерически она является субъективной творящей силой. Она – эманация Творящего Божества (субъективная Вселенная, ее «отсутствие», или мыслеоснова) – становится проявленным «миром речи», т.е. конкретным выражением мыслеосновы, отсюда Слово или Логос. Это – андрогин – мужской и женский Адам Бытия и потому его называют «Вак-Вирадж». Она – также «небесная Сарасвати, представшая с небес», «голос, извлеченный из немого Брахмы», богиня мудрости и красноречия. Ее называют Шатарупа, богиня ста форм, женский аспект Брахмы или Природа. Брахмой Вак называется мужской и Брахмой Вирадж – женский аспект Брахмы. Брахма (творец, Вселенная), дифференцируясь, создал материальную природу Вирадж и духовную разумную природу Вак, которая является Логосом Божества, или проявленным выражением вечной Божественной мыслеосновы. Иконографически Брахма Творец изображается с четырьмя лицами – глядящим на четыре стороны одновременно – что является материализацией восхищения перед красотой созданной им из своего тела женщины. На две части: мужскую и женскую расчленяет себя Апава («Тот, кто играет в воде») – аспект Вишну и первичное проявление принципа жизни. Он порождает Вишну, также порождающего Вирадж. Известно и изображение Шивы как андрогина, или полу-женщины (Ардха-Нари) что является формой проявления соединенных энергий – мужской и женской.

    В алхимии Меркурий обладает андрогинной природой. Буква М в алхимии означает андрогинную природу воды в ее первоначальном состоянии Великой Пучины. Из животных андрогинным считается заяц, бывший священным животным у египтян. Он (вместе с символом порождающей силы – быком) был священным животным самопорожденного Осириса.

    Реклама